Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия   |  Инвестиционный проект сервиса по заправке картриджей   |  Маркетинг   |  Мотивация как функция управления   |  Оборотные средства   |  Основные фонды предприятий   |  Оценка финансовой устройчивости предприятия   |  Промышленная собственность   |  Рейдерство   |  Системный анализ Мончебанка   |  Системный анализ торговой фирмы   |  Стратегическое планирование   |  Товарные запасы в торговле   |  Ценообразование   |  
Реклама и информация
nice-economic.ru



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
 
  

Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Анализ портфеля товаров фирмы
Анализ потенциала фирмы
Базовые стратегии развития (модели М Портера)
Выбор стратегий
Конкурентные стратегии
Матрица Бостонской консалтинговой группы
Матрица ДЖЕНЕРАЛ ЭЛЕКТРИК - МАК КИНЗИ
Определение миссии фирмы
Определение стратегических альтернатив
Определение целей
Оценка действующих стратегий
Стратегии роста фирмы
Стратегический анализ
Стратегический менеджмент в 21 веке
Сущность стратегического планирования


Конкурентные стратегии
Важными элементами стратегического планирования являются исследование конкуренции и определение направлений деятельности предприятия в конкурентной среде.
Ф. Котлер в зависимости от того, какая доля рынка принадлежит фирме, выделяет четыре типа конкурентной стратегии: стратегия лидера, стратегия претендента на лидерство или «бросающего вызов», стратегия последователя или «следующего за лидером» и стратегия специалиста или «нишера».
• Стратегия лидера (доля на рынке - 40%). Фирма занимает доминирующую или одну из ведущих позиций на рынке (например, фирмы «Проктер энд Гэмбл», «Ксерокс», «Кодак»). Стратегии лидера могут быть следующие:
расширение первичного спроса, т.е. поиск новых потребителей и увеличение частоты потребления товара (элементы стратегии интенсивного роста);
оборонительная стратегия заключается в защите своих позиций на рынке и противодействии конкурентам. Возможны различные варианты оборонительной стратегии: создание барьеров (ценовых или лицензионных) для конкурентов; оборона ключевых позиций, т.е. последовательные инновации и технологические совершенствования; «мобильная оборона», т.е. расширение воздействия за счет интенсивного сбыта и политики, товарных дополнений и подкреплений; «сжимающая оборона», т.е. лидер уходит с ослабленных сегментов рынка при одновременном усилении более перспективных;
наступательная стратегия. Цель данной стратегии заключается в увеличении доли рынка за счет максимального использования эффекта опыта;
стратегия демаркетинга заключается в сокращении доли рынка. Цель данной стратегии состоит в снижении спроса, для чего фирма может повысить цены, сократить номенклатуру предлагаемых товаров и услуг. Данная стратегия применяется достаточно редко, как правило, в ситуациях, когда фирме требуется избежать антимонопольных мер.
• Стратегия претендента на лидерство или «бросающего вызов» (доля на рынке - 30%). Цель данной агрессивной стратегии - занять место лидера. Для реализации данной стратегии ключевыми моментами являются выбор формы и направления атаки, а также оценка возможной реакции лидера. Фирма может применить следующие формы атаки:
фронтальная атака или использование против лидера всех возможных средств без исследования его слабых сторон. Данная атака ведется по всем направлениям и требует значительных средств. В военной стратегии принято соотношение необходимого превосходства сил атакующего 3:1;
фланговая атака предусматривает борьбу с лидером на той стратегической линии, где он слаб или плохо защищен. Примером такой атаки может быть атака, направленная на отдельный регион или сегмент рынка. Фланговая атака может принимать различные формы (обхода, окружения, партизанской войны и т.д.).
Для успеха стратегии «бросающего вызов» важна оценка возможной реакции и защиты со стороны лидера.
• Стратегия последователя или «следующего за лидером» (доля на рынке -20%). Ее выбирают фирмы, захватившие небольшую долю рынка, которые адаптируют свою деятельность вслед за фирмами-лидерами (установление цен, политика в области сбыта и т.д.). Такие фирмы прибегают к стратегии сегментации рынка, использованию НИОКР, использованию преимуществ малых предприятий и др.
• Стратегии специалиста или «нишера» (доля на рынке - 10%). Фирмы направляют свою деятельность на один или несколько сегментов. При выборе данной стратегии соблюдают одно или несколько условий:
сегмент должен обладать достаточным потенциалом прибыли;
иметь перспективы роста;
фирма должна иметь на данном сегменте высокую конкурентоспособность;
сегмент должен соответствовать специализации фирмы.