Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия   |  Инвестиционный проект сервиса по заправке картриджей   |  Маркетинг   |  Мотивация как функция управления   |  Оборотные средства   |  Основные фонды предприятий   |  Оценка финансовой устройчивости предприятия   |  Промышленная собственность   |  Рейдерство   |  Системный анализ Мончебанка   |  Системный анализ торговой фирмы   |  Стратегическое планирование   |  Товарные запасы в торговле   |  Ценообразование   |  
Реклама и информация



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
 
  

Маркетинговые мероприятия
Общая характеристика рынка услуг по заправке тонеров и картриджей
Описание производственного процесса, определение потребности в основных средствах, нематериальных активах, материалах и рабочей силе
Расчет сметы затрат на производство
Формирование уставного капитала предприятия
Формирование цены на услугу, определение планируемого объема реализации; Анализ точки безубыточности
Формирование штатного расписания и планирование фонда оплаты труда


Общая характеристика рынка услуг по заправке тонеров и картриджей
Рынок услуг по заправке картриджей и тонеров для оргтехники является ярко выраженным рынком «полипол», на котором действует множество потребителей и поставщиков (продавцов). Действительно, в услуге по заправке картриджей и принтеров нуждаются как организации, связанные и не связанные с печатным делом и копировально-множительными работами, так и рядовые граждане. С другой стороны, эту услугу предлагают множество мелких и средних предприятий, а в последнее время и компьютерные торговые фирмы, такие как «Компьютер-Центр “КЕЙ”».
Рынок данной услуги достаточно широк и емок. В настоящее время многие люди и организации предпочитают заправлять печатающие устройства (картриджи и тонеры) вместо того, чтобы приобретать новые. Это связано со стремлением к экономии и с высокой ценой новых расходных материалов для печати. Если оценить рынок услуг по заправке картриджей и тонеров в натуральном выражении (количестве заправок), то необходимо прибегнуть к следующей экспертной оценке (табл. 1.1.1).

Таблица 1.1.1. Оценка емкости рынка услуг по заправке картриджей и тонеров для оргтехники
№ п/п Показатель (в экспертной оценке) Значение
1 Общее количество принтеров и копировальных аппаратов в Санкт-Петербурге на 01.01.2002 г., тыс. шт. 370
2 Расход чернильных картриджей и тонеров на одно печатающее и копировально-множительное устройство в год, шт. 3,54
3 Общий расход чернильных картриджей и тонеров в год в Санкт-Петербурге (стр. 1 * стр. 2), тыс. шт. 1310
4 Общее количество приобретаемых в розничной сети чернильных картриджей и тонеров в 2001 г. в Санкт-Петербурге, тыс. шт. 670
5 Общее количество заправок чернильных картриджей и принтеров в 2001 г. в Санкт-Петербурге (включая восстановление картриджей и их продажу) (стр. 3 – стр. 4), тыс. шт. 640
Источник: Computer Weekly. - №1-2. – 2002;
Компьютер-Маркет. - №2. – 2002.

Стоимостная оценка данного рынка весьма сложна, так как цены на заправку картриджей и тонеров весьма колеблются как во времени, так и по фирмам. Однако если учесть минимальную стоимость одной заправки – 100 рублей, то емкость рынка можно оценить в стоимостном выражении как не менее 64 миллионов рублей.
Рынок услуг по заправке картриджей и тонеров динамично развивается: во-первых, растут продажи принтеров и копировальных аппаратов и в этой связи увеличивается расход материалов для печати; во-вторых, многие люди осознают преимущества качественной заправки и вторичного использования печатающих устройств по сравнению с покупкой нового картриджа или тонера. Вместе с тем, сами фирмы-производители новых картриджей и тонеров (такие как Hewlett Packard, Epson, Lexmark) категорически не рекомендуют заправку и вторичное использование своих картриджей и тонеров, однако их позиция вызвана скорее желанием увеличить собственные продажи, а не заботой о благе покупателей.
В целом я считаю, что рынок услуг по заправке картриджей и тонеров будет ежегодно расти на 10-15% в натуральных показателях. Особенно динамичным, по моему мнению, будет являться рынок услуг по заправке картриджей физических лиц: это связано с тем, что все больше жителей Санкт-Петербурга приобретают принтеры и другую печатную и копировально-множительную технику, а также начинают более интенсивно использовать ее в своей работе и просто в быту.
Интересно проанализировать эластичность спроса на услугу. Очевидно, что спрос на услугу по заправке картриджей и тонеров достаточно высокоэластичен по цене. Стоимость заправки картриджей и принтеров составляет от 1/7 до 1/3 от стоимости новых расходных материалов данной группы, следовательно, если цены на заправку увеличатся, скажем, в 1,5 раза, то более 60-80% потенциальных потребителей услуги посчитают более целесообразным купить новый картридж вместо достаточно рискованной заправки относительно изношенного старого. С другой стороны, если цены на заправку упадут даже на 20%, то это привлечет многих людей и организации вместо покупки нового расходного материала вторично использовать старый.
Однако, если говорить об эластичности спроса на услугу по доходу, то здесь следует разделить рынок на два большие сегмента: рынок организаций и рынок физических лиц, не занимающихся профессионально печатным делом и копировально-множительными работами. И вот, второй крупный сегмент (рядовые потребители) с ростом доходов откажется от вторичной заправки картриджей, так как возросшие доходы позволят людям покупать новое и меньше экономить. Но, с другой стороны, в отношении организаций, профессионально занимающихся печатным делом и копировально-множительными работами, данный принцип не действует. В целом я считаю, что хотя доходы населения растут, но это мало угрожает рынку услуг по заправке картриджей и тонеров, так как даже среди богатых людей немало экономных, предпочитающих не тратить лишние деньги на покупку нового расходного материала, если есть возможность качественно заправить и полно использовать старый картридж или тонер.
Подавляющая доля заправок на современном этапе приходится на картриджи для струйных принтеров, что не удивительно, так как струйные принтеры составляют до 60-70% всего парка принтеров и их требуется чаще заправлять (ресурс одного картриджа для струйного принтера обычно не превышает 600 страниц).
В этой связи создаваемой организации – «Принт-Сервису» целесообразно сосредоточить усилия на сегменте «картриджи для струйных принтеров». В дальнейшем же возможно расширение предлагаемой номенклатуры услуг. «Принт-Сервис» займется и заправкой тонеров, но для начала необходимо закрепиться на рынке заправки картриджей.
Какую долю рынка услуг по заправке чернильных картриджей может освоить «Принт-Сервис»? Как новое предприятие, он не может претендовать на относительно большую долю, к тому же достаточно сильная конкуренция со стороны остальных продавцов не позволит ему сделать это. Я считаю, что максимально возможная доля рынка заправки картриджей для струйных принтеров, на которую может реально рассчитывать «Принт-Сервис» в первый год своего существования – около 4500 - 5000 заправок (годовую программу установим в размере 4700 заправок).
В своей деятельности «Принт-Сервис» должен учесть тот профиль потребителя, который за многие годы сложился на рынке услуг по заправке картриджей. Обычно картриджи заправляют люди со средним достатком (богатые предпочитают покупать новые расходные материалы, люди со скромными доходами обычно не имеют современной компьютерной и печатной техники, а поэтому не нуждаются в рассматриваемой услуге), мужчины в возрасте от 20 до 50 лет. В заправке картриджей нуждаются также множество организаций, как мелких, так и средних и даже крупных, но для них требуется комплексная программа обслуживания, включающая абонентное обслуживание с выездами, сопровождение, настройку, ремонт и т.п. На данном этапе своего развития «Принт-Сервис» пока не в состоянии предложить юридическим лицам комплексное обслуживание по заправке чернильных картриджей и тонеров на высоком качественном уровне. Поэтому все внимание должно быть сконцентрировано на физических лицах со средними доходами.
Территориально сервисный пункт «Принт-Сервиса» будет располагаться в центре города. Данное территориальное расположение предприятия оправдано как с точки зрения транспортной доступности, так и выбранного сегмента рынка (физических лиц со средними доходами). Действительно, многие представители так называемого «среднего класса» живут и работают в центре города, им неудобно ехать на окраину. С другой стороны, даже жителям периферийных районов гораздо удобнее приехать в центр города, чем на другой его конец.