Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия   |  Инвестиционный проект сервиса по заправке картриджей   |  Маркетинг   |  Мотивация как функция управления   |  Оборотные средства   |  Основные фонды предприятий   |  Оценка финансовой устройчивости предприятия   |  Промышленная собственность   |  Рейдерство   |  Системный анализ Мончебанка   |  Системный анализ торговой фирмы   |  Стратегическое планирование   |  Товарные запасы в торговле   |  Ценообразование   |  
Реклама и информация



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
 
  

Почему, на какие товары и каким образом осуществляется государственное регулирование цен
Цена закупки и цена реализации


Почему, на какие товары и каким образом осуществляется государственное регулирование цен
Государственное регулирование цен – целенаправленное воздействие государства на цены, их уровень, систему и динамику.
Государственное регулирование цен применяется во всех странах с рыночной экономикой, но в разных масштабах и формах.
Существует прямое регулирование (фиксация цены, диапазонов ее изменения, уровня рентабельности к издержкам производства и др.) и косвенное (налоговое регулирование, антимонопольное законодательство). В России применяются оба подхода.
Так, Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов» определен перечень товаров, для которых осуществляется прямое государственное регулирование цен. В их числе:
- газ природный;
- продукция ядерно-топливного назначения;
- электроэнергия;
- продукция оборонного назначения;
- драгоценные металлы и камни;
- протезно-ортопедические изделия;
- железнодорожные и почтовые тарифы;
- услуги электрической связи, в том числе трансляция радио- и телесигнала.
Сердцевиной правовой системы косвенного государственного регулирования цен в России является Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года.
В п.1 ст. 5 Закона закреплен общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (т.е. не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров) составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);
- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при возможности производства или поставки соответствующего товара.