Аудит готовой продукции   |  Аудит налога на имущество   |  Аудит отчислений в ФОМС   |  Аудит расчетов по начислению заработной платы   |  Аудиторский риск и методы его оценки   |  Бухгалтерский учет операций Банка России на открытом рынке и расчетов по ним   |  Бухучет расчетного и спецсчетов   |  Документация аудита   |  Инвентаризация   |  Методы аудиторской проверки   |  Теоретические вопросы аудита   |  Учет готовой продукции   |  Учет основных средств   |  Учет собственных банковских векселей   |  
Реклама и информация



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
 
  

Анализ
Методы аудиторской проверки
Наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций
Наблюдение или участие в инвентаризации
Получение письменных подтверждений
Проверка арифметических расчетов
Проверка документов, подготовленных на предприятии клиента
Проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц
Устный опрос


Устный опрос
Данный метод сбора аудиторских доказательств предоставляет аудитору обширную информацию для размышления.
Для раскрытия сущности данной аудиторской процедуры необходимо ответить на вопрос - устный опрос кого?
Опрос или беседа должны быть проведены практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности.
Ошибку совершает тот аудитор, который ограничивается беседой только с главным бухгалтером и его заместителями. Следует помнить, что отчетность, формируемая с помощью бухгалтерского учета, представляет собой вершину стройной пирамиды, основанием которой является огромное множество фактов хозяйственной деятельности, оформленных первичными документами и бухгалтерскими проводками. Если у пирамиды еще не достроена вершина, это не беда, а если при наличии вершины из основания пирамиды удалить несколько крупных камней, то пирамида может превратиться в карточный домик и рассыпаться.
Именно поэтому аудитор должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, лежащие в основании отчетности, соответствуют законодательству, правильно оформлены и корректно отражены в бухгалтерском учете. И начинать проверку каждого раздела бухгалтерского учета следует с устного опроса или беседы с исполнителями - рядовыми сотрудниками бухгалтерии, ведущими первичный учет хозяйственных операций.
Второй вопрос, на который следует ответить при раскрытии метода сбора информации, - когда проводится устный опрос персонала?
Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить соответствующую программу проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель – «разговорить» собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и квалификацию, «узкие» места в работе и пр.
Для того чтобы беседа дала необходимые аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Разумеется, так как в устном опросе участвует другой человек - опрашиваемый сотрудник проверяемого предприятия, всегда сохраняется опасность, что беседа примет непредсказуемый оборот, но тем важнее заранее составить ее план и придерживаться его в беседе.
Для составления программы проверки аудитор должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов, участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация будет для него подготовлена.
Таким образом, будем считать, что, приступая к опросу того или иного сотрудника бухгалтерии, аудитор уже знает его фамилию, имя, отчество, круг должностных обязанностей и направления его деятельности.
План и соответственно состав вопросов, задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому направлению учета присущи совершенно особенные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в подотчет, или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций, возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.
Подробный план устного опроса персонала по каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но примерный план беседы может быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы ведете?
3. В каком разрезе ведется аналитический учет по вашему участку учета?
4. Для каких регистров синтетического учета необходима формируемая вами информация?
5. Как и кем производится выверка полученных вами результатов?
6. Назовите типичные хозяйственные операции, которые вам приходится оформлять.
7. Каков порядок ваших действий при выполнении каждой из типичных хозяйственных операций?
8. Знаете ли вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким образом происходит контроль за вашей работой?
10. Как вы исправляете ошибки, когда они имеют место?
11. Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?
12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе проблем? Каких?