Аудит готовой продукции   |  Аудит налога на имущество   |  Аудит отчислений в ФОМС   |  Аудит расчетов по начислению заработной платы   |  Аудиторский риск и методы его оценки   |  Бухгалтерский учет операций Банка России на открытом рынке и расчетов по ним   |  Бухучет расчетного и спецсчетов   |  Документация аудита   |  Инвентаризация   |  Методы аудиторской проверки   |  Теоретические вопросы аудита   |  Учет готовой продукции   |  Учет основных средств   |  Учет собственных банковских векселей   |  
Реклама и информация



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 
 
  

Инвентаризация имущества
Инвентаризация основных средств
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Сущность инвентаризации


Инвентаризация имущества
В процессе проведения инвентаризации решаются следующие задачи:
• Установление отдельных наименований товарно-материальных ценностей, не соответствующих своим потребительским качествам согласно ГОСТам и ТУ;
• Выявление неходовых, залежавшихся и неиспользуемых видов имущества;
• Подтверждение реальности оценки отдельных статей баланса;
• Проверка обоснованности подбора материально-ответственных лиц и заключения с ними договора о полной материальной ответственности;
• Проверка условий хранения производственных запасов в соответствии с их физическими характеристиками;
• Установление состояния складского и весоизмерительного хозяйства.
Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно. В связи с этим различают плановые и внеплановые (внезапные) инвентаризации.
В зависимости от объема проверки инвентаризации подразделяются на полные, частичные и выборочные.
По периодичности проведения они бывают текущие и перманентные (постоянные, непрерывные).
Наконец, по перечню решаемых вопросов различают комплексные и тематические инвентаризации.
Обязательные проведения инвентаризации требуются, когда имеет место:
- смена материально ответственных лиц на дату передачи дел, но не позднее дня увольнения работника;
- передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия – на дату оформления данных хозяйственных операций;
- составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. По основным средствам она может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет;
- установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей сразу же при их обнаружении;
- стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные форсмажорными обстоятельствами, - сразу после их окончания;
- ликвидация (реорганизация) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) бухгалтерского баланса;
- другого случая, предусмотренные законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Руководитель предприятия может установить номенклатуру производственных запасов (например, наиболее дефецитных), инвентаризация которых может проводиться ежеквартально.
Инвентаризации подлежат все виды имущества и финансовых обязательств. Данной процедуре подлежат как имущества, принадлежащие организации и поставленное на баланс, так и не принадлежащее ей и учитываемое за балансом.
К последнему относятся арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку (давальческое сырье и прочее). Инвентаризируется также имущество, по каким-либо причинам не отраженное в учете.
Инвентаризация имущества осуществляется по каждому его наименованию и в разрезе материально-ответственных лиц.
Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии.
Первые из них имеют соответствующие правомочия, если в организации малый объем работ по проверке сохранности имущества и достоверности финансовых обязательств.
В других случаях вся эта деятельность возлагается на рабочие инвентаризационные комиссии, которых функционируют под контролем постоянно действуют инвентаризационные комиссии.
Состав инвентаризационной комиссии по количеству и персонально утверждает руководитель фирмы с включением в него представителей администрации бухгалтерии, а в зависимости от целей и объекта проверки и других специалистов (технологов, экономистов и др.). При необходимости состав комиссии может быть пополнен работниками службы внутреннего аудита данной фирмы или независимости аудиторской организации.
Отсутствие одного из членов комиссии на период проведения инвентаризации дает основание рассматривать ее результаты как недействительные.
Перед проведением инвентаризации все первичные документы по приходу и расходу должны быть составлены и предъявлены комиссии или сданы в бухгалтерию, а от материально ответственных лиц получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет неоприходованных или несписанных в расход отдельных наименований имущества.
Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на» «(дата)». После этого бухгалтерия формирует учетные остатки отдельных видов имущества на дату инвентаризации.
К началу инвентаризации в карточках складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведаны остатки на день инвентаризации; первичные документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть бухгалтерской обработке. Факт сдачи всех документов в бухгалтерию и отсутствия неоприходованных средств или несписанных ценностей материально ответственные лица подтверждают письменно.
При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производиться по каждому отдельному наименованию материалов с указанием номенклатурного номера, виды, группы, артикула, партии, сорта в единицах счета, массы или меры.
Тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.) На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во времени проведения инвентаризации.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что материалы в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разницы и возмещения потерь.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводятся в ранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственных лиц. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов принимаются к описи.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутым правильных записей. Исправление должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший – в сдаче этого имущества.
На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное и полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводиться в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводиться инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации, представленные в приложениях №19 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных поверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (приложение №4 к Методическим указаниям).
В инвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и производства (переработки).
Контрольные проверки правильности проведения инвентаризации выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.
Оформление инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительной ведомости ценности записывают с указанием количества и суммы по группам, видам и сортам в соответствии с классификацией, приятой в учете. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки или недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой.